Журнал о культурной жизни Республики Башкортостан.

16+

Журнал о культурной жизни Республики Башкортостан.

16+

Свежий номер Подписаться Личный кабинет

Статьи (Рампа)

RSS
23.05.2018
НАСЛЕДНИК ПОДЛИННЫХ ТРАДИЦИЙ

В Уфимской художественной галерее прошла юбилейная выставка произведений заслуженного художника Республики Башкортостан Джалиля Ахметовича Сулейманова, посвящённая 50‑летию со дня рождения мастера.

23.05.2018
Современники

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова — уникальная выставка: в экспозиции — дар музею академика Российской академии художеств, члена-корреспондента Российской академии наук, лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники, лауреата премии им. В. Попкова Александра Генриховича Толстикова.

23.05.2018
НА ПРИЗ БЕЛЯКОВА

Вячеслав Филиппович Беляков — фигура суперизвестная каждому народнику. По крайней мере тому, кто живёт в Башкортостане. Карьера этого баяниста раскрылась здесь, в Уфимском институте искусств. Был он профессором, заведующим кафедрой, проректором. Мы, студенты 1970‑х, знали многое о его уроках, гастролях, жёсткой педагогике. Становились лауреатами престижных конкурсов его ученики — Владимир Суханов, Виктор Фильчёв, Раджап Шайхутдинов, Сергей Тюфяков… Конечно, авторитетная фигура Белякова для нас притягательна. Поэтому не случайно уже в третий раз в Уфе прошёл конкурс на его именной приз.

23.05.2018
«РЕМАРКА-2018» в Уфе

«Пишите пьесы!» — этот призыв стал лейтмотивом большого театрального события под названием «Ремарка», состоявшегося в Уфе с 26 по 29 апреля. Напоминаем, «Ремарка» — это международный конкурс новой драматургии, ориентированный на пишущую, читающую и смотрящую спектакли аудиторию всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

23.05.2018
И ОПЕРЕ, И ПЕСНЕ ЖИЗНЬ ОТДАНА СПОЛНА

Хабир Галимов… К этому имени невольно напрашиваются эпитеты — великий, первый, уникальный, неповторимый. Он один из зачинателей оперного искусства в республике, выпускник первого, альмухаметовского, набора башкирской оперной студии при Московской государственной консерватории. Первый среди башкир профессиональный оперный певец.

23.05.2018
Великий код культуры

«Обряд — самый удобный культурный текст в создании связного представления на сцене. Ибо обряд — всегда живой функциональный текст, который работает только в связи с жизненной ситуацией. Поэтому если создавать сюжет, связанный с обрядом, все ситуации должны работать не для изображения (чем грешили ансамбли), а проживания в нём, создания чего-то значимого».
Р. Султангареева, доктор филологических наук.

04.05.2018
«Розовая пантера». Когда игра стоит свеч

С 6 по 8 апреля в Уфе проходил XXII международный фестиваль джазовой музыки «Розовая пантера» с участием отечественных и зарубежных исполнителей. В первый фестивальный день на сцену Башгосфилармонии вышли соло-гитарист Никита Болдырев и певица Людмила Сваровская (Ярославль — Москва) в сопровождении Эстрадно-джазового оркестра под управлением Олега Касимова, а также гость из США — звезда мирового уровня трубач Джон Маршалл. Второй день фестиваля украсили этно-джазовый ансамбль «Орлан» Олега Киреева, тромбонист Виталий Владимиров (Екатеринбург) и представители так называемого итальянского джаза — вокалистка Гретта Панетьери и пианист Андреа Саммартино. Ну, а главным событием третьего дня и фестиваля в целом стало участие в нём самого, пожалуй, именитого джазового музыканта страны народного артиста России Игоря Бутмана.


НИКО ПИРОСМАНАШВИЛИ

Трудно сказать, как сложилась бы судьба работ Пиросмани, не попадись они на глаза в мае 1912 г. талантливому ученику М. Ларионова М. Ле-Дантю, поэту-авангардисту И. Зданевичу и его брату художнику К. Зданевичу, которые «открыли» в тбилисских духанах «клеёнки» этого мастера-самоучки. По свидетельству Н. Харджиева, «Ларионов был восхищен этим «искусником стенной живописи», необычайной простотой и выразительностью его монументальных композиций». В 1913 г. четыре картины Пиросмани экспонировались на большой московской выставке рядом с полотнами Ларионова и Н. Гончаровой. Это было единственное художественное выступление никому не известного мастера, сразу же привлёкшее к себе внимание публики. В это же время И. Зданевич в газете «Закавказская речь» публикует статью «Художник-самородок», в которой приводит список работ Пиросмани с указанием их местоположения.


РОМАНТИКА РЕВОЛЮЦИИ

В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова — выставка, посвящённая 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции.


Пятый элемент мюзикла

В чём заключается успех шлягера? Ответ на этот вопрос так и не найден. Конечно, необходимы такие компоненты, как запоминающаяся мелодия, которую будет несложно повторить, приятный непримитивный текст, выраженная ритмическая основа, естественно, многое зависит от индивидуальности исполнителя. Но есть и особый, «пятый элемент», без которого песня не станет популярной. Похоже, этот секрет известен заслуженному деятелю искусств РФ Киму Брейтбургу, титулованному композитору и продюсеру, работающему в самых разных жанрах и везде снискавшему успех. Премьера его мюзикла «Дюймовочка и Принц» состоялась 7 и 8 октября в Государственном академическом русском драматическом театре РБ.


Хоровод дружбы

29-30 марта в культурной жизни города Туймазы состоялось красивое и замечательное событие: IV Открытый Республиканский фестиваль детской народной хореографии «Хоровод дружбы». «Веселье вокруг разливаем, /Мы детскою дружбой сильны. /Как в поле цветы, украшаем /Весь облик башкирской земли!». Организаторами фестиваля выступили Министерство культуры РБ, Республиканский центр народного творчества, Администрация муниципального района Туймазинский район.


ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СИМВОЛИЗМА

Символизм – фундаментальное направление модернизма, охватившее философию, живопись, литературу, музыку и театр, коренным образом изменило не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Европейский символизм развивался непосредственно из позднего романтизма и стал философской базой для всей культуры начала ХХ в. Между тем в каталогах – как российских, так и зарубежных – «трудно найти такое определение символизма в живописи, какое бы нас устраивало, - писал недавно Д.Сарабьянов. – Тем более что разные варианты толкования символизма нередко значительно отличаются друг от друга». Все это побуждает вкратце осветить это многогранное явление конца XIXв. как в литературе, так и в живописи – в их взаимодействии и расхождениях.

Акция "Я горжусь тобой, Башкортостан!"