Журнал о культурной жизни Республики Башкортостан.

16+

Журнал о культурной жизни Республики Башкортостан.

16+

Свежий номер Подписаться Личный кабинет

«РЕМАРКА-2018» в Уфе

Театр

23.05.2018

15:05

Конкурс проводится ежегодно с целью поддержки и продвижения российских драматургов и их взаимной интеграции с региональными театральными коллективами. Особенность проекта заключается в том, что финал конкурса является передвижным — каждый год проходит в новом регионе России. До приезда в башкирскую столицу «Ремарка» была принята зрителями Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Казани и др. В этом году она состоялась в Уфе. Партнёром конкурса стал Центр драматургии и режиссуры Республики Башкортостан, а осуществлён он был при поддержке Министерства культуры РБ и Союза театральных деятелей Республики Башкортостан.
В Уфе высадился «десант» авторитетнейших театральных критиков, режиссёров и драматургов под руководством режиссёра Олега Липовецкого. Член жюри Юлия Тупикина — одна из самых востребованных современных драматургов, знакомая широкой аудитории по сценарию к фильму «Довлатов». В рамках образовательной части конкурса она провела двухдневный семинар «Как написать пьесу». Член жюри, театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ по спецпроектам Павел Руднев прочитал лекции на тему «Событие и герой: как изменяется отношение к этим ключевым понятиям в драматургии и театре сегодня?». Кроме того, он презентовал новую книгу о театре «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950–2010‑е», вызвавшую искренний интерес участников мероприятия. Театральный критик, преподаватель ВГИК, куратор программ Электротеатра «Станиславский» Кристина Матвиенко рассказала в целом о Новой драме, и «про что пишут в 2010‑е». «Теория драмы. Интерактив» — тема выступления российского драматурга и писателя, заместителя главного редактора журнала «Современная драматургия» Родиона Белецкого. Членами жюри от принимающей стороны стали художественный руководитель ЦДР РБ Зиннур Сулейманов и директор ЦДР РБ, театральный продюсер Алия Иванова-Яхина.
Каждый год на «Ремарку» присылаются сотни пьес, которые читают ридеры — волонтёры с литературным, театроведческим или журналистским образованием, просто любители театра. Они составляют лонг-лист, в который, как правило, попадают около десяти процентов присланных произведений. В этом году из 810 пьес в лонг-лист «Большой ремарки» было отобрано 95. Лучшие из них попали в шорт-лист. Вернее, в один из трёх шорт-листов, поскольку отдельно определялись лучшие драматические произведения в номинациях «Весь мир», «Приволжский федеральный округ» и впервые введенной, крайне актуальной номинации «Маленькая ремарка» — с пьесами для детей и подростков. В номинацию «Off-программа», как объяснили организаторы, вошли пьесы, заинтересовавшие часть отборщиков и вызвавшие максимально бурные споры.
В каждый блок вошло по три пьесы, голосом которых стали театры Уфы и республики. Презентации произведений номинантов происходили на территории Государственного академического русского драматического театра и были оформлены как в виде непосредственно читок, так и эскизов, и полноценных, практически готовых заявок на спектакль. По окончании читок происходило обсуждение, зачастую острое, под руководством кураторов. А окончание каждого дня ознаменовывалось делением на первое, второе или третье место и награждением победителей. Хотя места, как подчёркивали создатели «Ремарки», дело не главное. Основной бонус для драматургов — увидеть свои произведения на сцене и сразу получить отклик аудитории.
«Цените своих драматургов!», — призывали высокие гости, отмечая, насколько качественные произведения исходят из регионов. Подтверждением этому стали пьесы, вошедшие в шорт-лист номинации «ПФО»: «На Луне» Игоря Яковлева (Уфа); «Кулаколом» Айрата Ахметова (Казань) и «Божья коровка летит на Марс» Екатерины Тимофеевой (Уфа).
В номинацию «Off-программа» вошли следующие пьеса: Екатерины Шиямаллан «Мама умерла» (Тюмень-Сурат); Богдана и Олега Перепалецев «Расстрелы» (Ессентуки); Сергея Филиппова «Ангелы мрут, как мухи» (Ялта).
Русскоязычными авторами номинации «Весь мир» стал: Викентий Брызь (Владивосток) с пьесой «Рашен Лалабай», Артем Материнский (Москва) — «Уроки музыки», Алексей Куралех (Донецк) — «Перемирие».
«Школа — место особое, с множеством нюансов… Именно в школе человек впервые сталкивается с государством. Думаю, что такая пьеса должна идти в театре. Но не для того, чтобы кого-то упрекнуть или «пригрозить пальчиком». Школа в пьесе — лишь малая часть не самой приятной картины нашего бытия…», — делилась впечатлениями о пьесе «Уроки музыки» режиссёр ГАРДТ РБ Дарья Жигулева. Актёры Русского драматического театра под руководством режиссёра Александра Марьина также приняли участие в освоении текста пьесы «Перемирие» донецкого драматурга Алексея Куралеха.
Тема школьных будней была затронута и в спектакле «Всем, кого касается» (номинация «Маленькая ремарка») режиссёра Полины Шабаевой по пьесе москвички Даны Сидерос (ради этого события автор специально приехала в Уфу). Внедрение зрителей в школьное пространство — такую интерактивную задачу поставила перед собой режиссёр, объединив для её решения актёров родного Уфимского ТЮЗа и Башкирского государственного театра кукол.
В той же номинации «Маленькая ремарка», тем же режиссёром, но в совершенно другой, фантазийно-абстрактной, форме, была представлена пьеса Керен Климовски (Швеция) под названием «Дыня». Театральный эскиз вызвал сильный эмоциональный отклик публики, согласившейся с тем, что крайне важно показать этот материал детям с родителями.
Третья пьеса «Маленькой ремарки» «Фото топлес» Натальи Блок (Херсон) была переделана режиссёром Мастерской театральных миниатюр имени менЯ Екатериной Темновой в проект «Нечего смотреть!». Изменился и посыл постановки: с изрядным чувством юмора ребята, по возрасту близкие к героям, показывали, как нужно выходить из тех или иных неприятных ситуаций. Таким образом, пьеса из разряда страшилок про кибер-буллинг перешла в театральную миниатюру о новых Ромео и Джульетте во враждебном окружении гаджетов.
Один из самых молодых коллективов театральной Уфы, уже известный своим дерзким экспериментальным подходом к драматургии, Проект «The Театр» также принял активное участие в «Ремарке», показав три постановки. Это читки по пьесам И. Яковлева «На луне» (режиссёр Алсу Галина); Б. и О. Препалец «Расстрелы» (режиссёр Тамара Адамова) и С. Филиппова «Ангелы мрут, как мухи» (режиссёр Никита Калмыков).
Читка пьесы Е. Тимофеевой «Божья коровка летит на Марс» была доверена актерам УГТТ «НУР». «Тема одиночества всегда актуальна. Каждый пытается реализоваться, доказать свою правоту, используя маски, выдумки, обман, что приводит к трагедии — разрушению семьи…», — говорила о пьесе режиссёр Ленария Хажиева.
«Пьеса «Кулаколом» — это большое испытание, — отмечает режиссёр Ильшат Мухутдинов, поставивший читку по пьесе казанца Айрата Ахметова вместе с группой актёров под эгидой ЦДР РБ. — Очень странно, что это пьеса, а не сценарий. Для меня это биография «Рэмбо» наших дней».
Читка пьесы В. Брызь «Рашен Лалабай», фактически тоже превращённая в спектакль, была осуществлена актёрами Русского драматического театра Стерлитамака в постановке Людмилы Исмайловой. «Пьеса про 90‑е интересна ли сегодня? Думаю, что да, — говорит она. — По жанру это лубок, такая городская мифология».
О том, что они не только мимы, но говорящие, и прекрасно, актёры, напомнили участники Театра в гриме «De Bufo», читавшие пьесу Е. Шиямаллан «Мама умерла» (режиссёр Александр Марьин).
Новшеством этого года стал показ уже готового спектакля по пьесе лауреата «Ремарки‑2017» уфимца Игоря Яковлева «Ты больше не будешь бояться крови» в постановке Римы Харисовой, с участием студентов‑актёров 4-го курса УГИИ.
«Уфа оказалась продвинутым театральным городом, и желаю этому прекрасному городу и этим прекрасным людям процветания, ещё большей интенсивности творческой жизни и, конечно, новых премьер!», — сказала в своём послесловии к «Ремарке» член жюри Юлия Тупикина. И мы к ней присоединяемся!  
0
28


0
Оставить комментарий