Журнал о культурной жизни Республики Башкортостан.

16+

Журнал о культурной жизни Республики Башкортостан.

16+

Свежий номер Подписаться Личный кабинет

НАСЛЕДНИК ПОДЛИННЫХ ТРАДИЦИЙ

Вернисаж

23.05.2018

15:05

Понятие «мастер» в полной мере отвечает характеру творчества этого художника — одного из ведущих представителей башкирской живописной школы ХХI века. Оно включает в себя такие присущие ему качеств, как философская глубина и высокая нравственность, профессиональное владение композицией, рисунком и законами живописи.
Художнику посчастливилось родиться и вырасти в семье крупного башкирского учёного-филолога, фольклориста Ахмета Мухаметвалеевича Сулейманова, чей портрет открывал экспозицию выставки. Он не только изучал башкирское народное творчество, но сам слагал кубаиры. История народа, его предания и мифы — всё это озвучивалось в семье, в трудах отца и, безусловно, формировало романтическое мировосприятие художника. Его детство и юность прошли в деревне Набиево Хайбуллинского района, в той естественной деревенской среде, в которой соблюдались вековые традиции и устои. Навсегда вошёл в его душу и память этот мир, который он любит и поэтически отражает в своём творчестве.
В 1995 году Джалиль окончил учёбу на факультете живописи Уфимского института искусств. Его педагоги М. А. Назаров, Э. М. Саитов, Н. Л. Пеганов способствовали развитию в ученике природного дарования колориста и рисовальщика. Затем он был принят в творческую мастерскую Российской академии художеств, которой руководил Ахмат Фаткуллович Лутфуллин. Творчество этого мастера, его наставничество ещё более укрепили целостность нравственно-философской позиции молодого живописца, определившего для себя сюжетную атмосферу творчества, суть которого — жизнь, люди, природа родного края. «Мне всегда импонировало умение Лутфуллина, избегая этнографизма, выразить дух, внутренний мир народа», — говорит Джалиль Ахметович. Он стал достойным продолжателем традиций учителя, показав в своих полотнах непреходящую значимость тех нравственных начал, которые сложились в жизни башкирского народа.
В отличие от Лутфуллина, воплощающего свои идеи в образах и сюжетах, посвящённых конкретным людям и событиям, Сулейманов в работах воскрешает чувства и эмоции, рождённые его памятью, потому они несут более обобщённый, символический смысл. Яркий пример тому полотно «Тётя Зай­наб» 1999 года, прототипом которого стала его родная тётя, женщина сильного характера, которая крепко держала в своих руках весь семейный клан. Её строгий профиль вырисовывается на фоне гор и пластически сливается с ними, превращаясь в единое целое с этим непоколебимым миром природы. Образ получает не портретную трактовку, а воплощает размышления автора о силе человека, живущего в мире суровой природы.
Рассказывая о себе, художник говорит, что его память и чувства — всё из детства и юности. Для него познание мира идёт от этой памяти, от осмысления жизни его предков. «Атайсал. Родина» — так он назвал самую обширную серию своих работ, и можно сказать, что всё его творчество посвящено этой теме. На выставке в одно целое слились его полотна, объединённые этой базовой основой. Различные картины жизни проходят в них. Переливающиеся золотым сиянием цвета и света холсты «Возвращение сыновей» (2007), «Трое» (2010), «Журавлиная песнь» (2010) с их мажорным жизнеутверждающим звучанием, сменяются работами драматичными — «Один» (2005), «Мост. Ак Таш. Кора Таш» (2013). Серия декоративно насыщенных композиций «Юрта» (2007), «Вечернее чаепитие» (2012), «Весна. Праздник» (2017) открывают мир природы, в которой органично растворена жизнь человека.
В каждой работе Сулейманов создаёт индивидуальный художественный мир, выстраивая картину бытия, лишённую обыденности, в которой каждая деталь, как код, несущий понятия о вечности мироздания и своеобразии традиционного жизненного уклада.
Потрясает своей образной силой работа «Дед и внук» (2010). Её режиссура строится на контрасте величественной природы, погружённой в предгрозовое состояние, и двух маленьких людей, дедушки и внука, сидящих у подножия могучей лиственницы, которая закрывает их от непогоды. Этот контраст силы природы и желания человека сохранить, защитить жизнь возведён автором в мощное драматургическое звучание.
Ряд полотен мастера: «Сон у реки» (1999), «Противостояние» (2003) — написанных под влиянием мифологических преданий, дышат первозданностью мироощущения так же, как многие его пейзажные композиции.
В сознании художника сложился образ овеянного легендами края, с могучими горами, простирающимися до самого неба и покрытыми вековыми лесами. Он часто обращается к этим мотивам как и к излюбленной детали — лиственнице, живым героем предстающей в его холстах то в момент торжества жизни и красоты, то со следами ударов судьбы, но не сломленной.
Произведения мастера — кубаиры в живописи, воплощающие его чувство неустанного восхищения красотой башкирского народа и природы. Они являют собою тот счастливый случай, когда в работах удачно сочетаются мысль, эмоция и настоящая живопись. Благородный колорит его полотен богат оттенками зелёных, сине-голубых, охристых красок. Самобытную выразительность им придаёт своеобразная лаконичная пластика с использованием элементов неопримитивизма и одновременно — тщательная живописная разработка плоскости холста. Экспрессия линий, цвета усиливает эмоциональную наполненность работ. Живописец нашёл свой изобразительный язык, созвучный со стилистикой начала XXI века.
Творчество Д. Сулейманова — свидетельство поступательного развития традиций башкирской живописной школы.
0
32


0
Оставить комментарий